Профориентация

 

выпускников

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель профориентационной работы в школе:

- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

- Профессиональной просвещение;

- Профессиональная диагностика;

- Профессиональная консультация и др.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

5-7 классы:

- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

- Представления о собственных интересах и возможностях;

- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

8-9 классы:

- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

- Профессиональное самопознание;

10-12 классы:

- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Направления и формы профориентационной работы в школе:

 

- Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентационная работа в школе».

- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.

Работа с учащимися:

- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;

- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;

- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

- Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);

- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества.

Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;

Работа с родителями:

- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

 

- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

Рекомендации психолога старшеклассникам.

Выбор профессии:

• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.

• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".

• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.

• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

 

  

 

 

 

 

Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)

 

Принятие решения о выборе профессии

Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.

Типичные ошибки при выборе профессии:

Выбор профессии «за компанию»

Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.

Выбор престижной профессии

В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).

Отождествление учебного предмета с профессией

Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей. 

Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится

К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.

Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии

Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).

Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии

Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах

Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.

Выбор профессии под давлением родителей

Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:

  • нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
  • часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
  • еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае –  высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.

Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.

Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:

Первый фактор – «Хочу»

Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.

Второй фактор – «Могу»

Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии. 

Третий фактор – «Надо»

Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности

1.    Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.

2.    Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.

3.    Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.

4.    Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

 

 

Скачать
Перечень учебных заведений, осуществляющих прием на обучение лиц с нарушениями слуха
Перечень учебных заведений.pdf
Adobe Acrobat документ 294.2 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за ма
Adobe Acrobat документ 283.7 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за фе
Adobe Acrobat документ 283.6 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за ян
Adobe Acrobat документ 88.2 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за де
Adobe Acrobat документ 85.5 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за но
Adobe Acrobat документ 287.2 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за ок
Adobe Acrobat документ 216.5 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за се
Adobe Acrobat документ 207.6 KB

В 2014-2015 учебном году 18 выпускников:

18 выпускников обучаются в ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса»

Скачать
Отчет по профориентационной работе за ав
Adobe Acrobat документ 152.6 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за ию
Adobe Acrobat документ 198.0 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за ию
Adobe Acrobat документ 201.6 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за ма
Adobe Acrobat документ 208.5 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за ап
Adobe Acrobat документ 212.9 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за ма
Adobe Acrobat документ 191.6 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за фе
Adobe Acrobat документ 217.6 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за ян
Adobe Acrobat документ 216.4 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за де
Adobe Acrobat документ 217.1 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за но
Adobe Acrobat документ 213.4 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за ок
Adobe Acrobat документ 228.4 KB
Скачать
Отчет по профориентационной работе за се
Adobe Acrobat документ 213.3 KB
Скачать
План по профориентационной работе на 201
Adobe Acrobat документ 291.3 KB
Скачать
Отчет о профориентационной работе
Отчет о профориентационной работе.doc
Microsoft Word документ 40.0 KB
Скачать
Отчет о профориентационной работе (29.10.2013 год)
Отчет о профориентационной работе (29.10
Microsoft Word документ 36.5 KB
Скачать
Отчет о профориентационной работе (26.12.2013 год)
Отчет о профориентационной работе (26.12
Microsoft Word документ 42.0 KB
Скачать
Отчет о профориентационной работе (24.01.2014 год)
Отчет о профориентационной работе (24.01
Microsoft Word документ 41.5 KB
Скачать
Отчет о профориентационной работе (20.02.2014 год)
Отчет о профориентационной работе (20.02
Microsoft Word документ 37.5 KB
Скачать
Отчет о профориентационной работе (27.03.2014 год)
Отчет о профориентационной работе (27.03
Microsoft Word документ 40.5 KB
Скачать
Отчет о профориентационной работе (21.04
Microsoft Word документ 37.5 KB
Скачать
Отчет о профориентационной работе (23.05.2014 год)
Отчет о профориентационной работе (23.05
Microsoft Word документ 40.0 KB
Скачать
План профориентационной работы 2013-2014 учебный год
План профориентационной работы 2013-2014
Microsoft Word документ 85.0 KB

Перечень учебных заведений, осуществляющих прием на обучение лиц с нарушениями слуха

Скачать
Перечень учебных заведений, осуществляющих прием на обучение лиц с нарушением слуха в 2014-2015
Перечень учебных заведений, осуществляющ
Microsoft Word документ 255.5 KB
Скачать
Перечень учебных заведений, осуществляющих прием на обучение лиц с нарушениями слуха
Перечень учебных заведений, осуществляющ
Microsoft Word документ 72.0 KB
Скачать
План профориентационной работы на 2012-2013 учебный год
План профориентационной работы на 2012-2
Microsoft Word документ 58.0 KB