Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами, учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы или детского сада. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы (детского сада) или же испытывают трудности при обучении. В основном это воспитанники детских садов и обучающиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает с глухими и слабослышащими детьми), олигофренопедагог (работает с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения), тифлопедагог (работает со слепыми и слабовидящими детьми), логопед (работает с детьми, имеющими речевые нарушения).

Чем же конкретно занимается дефектолог?

  1. Работа начинается с диагностики, которая проводится не один раз и осуществляется только по запросу педагогов или родителей, поскольку для диагностики нужны обоснования.
  2. Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не корригировать нарушение.
  3. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
  4. Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который включает в себя проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  5. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка.
  6. А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целю работы учителя-дефектолога, если сказать своими словами, является коррекция! То есть коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит много направлений, основными из которых являются следующие:

1 блок - «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением которого является коррекция мелкой моторики. Как известно, если не развита мелкая моторика - нет письма, нет письма - нет и связной речи.

2 блок - «формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3-х мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3 блок - «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 блок - «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно, у обучающихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению, так далеко не у всех, особенно у обучающихся с ОВЗ. У них, как правило, очень долгое время ведущей деятельностью возраста остается игровая.

5 блок - «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. Это тоже очень важное направление, так как оно является предпосылкой развития математического навыка.

6 блок - «обогащение словаря и развитие связной речи»Название этого направления говорит само за себя и, конечно, оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок - «готовность к восприятию учебного материала». Этот блок направлен, в основном, на обучающихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 блок - «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен, в основном, на обучающихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у них формируются те знания и умения, которые помогают усвоить учебный материал.

Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

1. Сенсомоторное развитие развитие зрительного анализатора и пространственного восприятия элементов букв; развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; развитие тактильных ощущений; развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; развитие тонкости и целенаправленности движений; развитие кинестетических основ движений; развитие межполушарного взаимодействия.

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождение сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «колечко», «кулак – ребро – ладонь», «зеркальное рисование», «ухо – нос», «змейка»; игра «волшебный мешочек»; игра «узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «волшебный мешочек»).

2. Формирование пространственных представлений формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты); формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); развитие пространственного праксиса; развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).

3. Развитие мнемических процессов тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; развитие тактильной и кинестетической памяти.

Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «запомни звуки»; игра «забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание рядов букв).

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия развитие слухомоторной координации; развитие зрительно-моторной координации; развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации

Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу; выстукивание ритмической структур по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти.

5. Формирование функций программирования и контроля собственной деятельности регуляция простейших двигательных актов; формирование умения ориентировки в задании; формирование умения планирования этапов выполнения задания; формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «как я выполнял работу?»; игры «найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание).

6. Формирование навыка письма

Развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слова; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.

7. Формирование навыка чтения

Заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц; составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

8. Формирование вычислительных навыков и навыков решения задач

Формирование понятия числа, числовой последовательности, вычислительных навыков, навыка решения задач разного типа, понятия о геометрических формах, построениях

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырёх до шести направлений). Обязательным условием при проведении занятий являются планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Скачать
Советы и рекомендации родителям
Советы и рекомендации родителям.docx
Microsoft Word документ 16.3 KB
Скачать
Автоматизация звуков в домашних условиях
Автоматизация звуков в домашних условиях
Microsoft Word документ 13.2 KB
Скачать
Памятка родителям детей, посещающих занятия дефектолога
Памятка для родителей.docx
Microsoft Word документ 12.2 KB
Скачать
Взаимосвязь развития мелкой моторики и познавательной деятельности
Взаимосвязь развития мелкой моторики и п
Microsoft Word документ 15.3 KB
Скачать
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика.docx
Microsoft Word документ 16.0 KB